- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Совершенствование банковского обслуживания малого бизнеса
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013405 |
Тема: | Совершенствование банковского обслуживания малого бизнеса |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 2 1 ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ОБЪЕКТ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ...... 4 1.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕХАНИЗМ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА................................................................................. 4 1.2 ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА И ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН......................................................................................... 16 2 ФАКТОРИНГ КАК ФОРМА БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА................................................................................................................ 23 2.1 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРИНГА В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ................................................................................................................. 23 2.2 РЫНОК ФАКТОРИНГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В АО «АЛЬФА БАНК».................................................................................................... 30 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА................................................................................................................ 38 3.1 РАЗРАБОТКА НОВОГО ВИДА КРЕДИТНОГО ПРОДУКТА В АО «АЛЬФА БАНК»................................................................................................................... 38 3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НОВОГО КРЕДИТНОГО ПРОДУКТА........... 47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................. 56 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................................ 57 Приложение А.......................................................................................................... ВВЕДЕНИЕ Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач: помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. Одним из основных факторов реализации экономического потенциала малых организаций является стабильная возможность получения кредитных ресурсов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов. Для старта и развития малого бизнеса требуются незначительные финансовые вложения, однако на отдельных этапах для дальнейшего развития предприятиям требуются дополнительные финансовые вложения в виде кредитов или заемных средств. Тем не менее, потребность малого бизнеса РФ в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15 - 17 %. Развитие малого бизнеса объявлено в России одним из ключевых направлений государственной политики. Роль банковского обслуживания в развитии малого бизнеса - особенно актуальна в условиях нестабильной экономической ситуации в стране. Именно поэтому интерес к данной теме постоянно будет повышаться, будут разрабатываться новые методики. Больше всех в информации о кредитоспособности организаций и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов. Представленная выше информация во многом определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы, целью которой является определение возможностей совершенствования программ банковского обслуживания малого бизнеса и разработка новых кредитных продуктов, способных в полной мере удовлетворить потребности организаций и предприятий. Для банка - увеличение клиентской базы, а следовательно и кредитного портфеля. Также увеличения прибыли за счет полученной доходности направления банковского обслуживания малого бизнеса. Для клиентов - удовлетворение потребностей в кредитовании за счет привлекательных и актуальных условий программ банковского обслуживания. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: * рассмотреть роль, значение, способы и методы банковского обслуживания организаций малого бизнеса в РФ; * обозначить проблемы банковского обслуживания малого бизнеса и рассмотреть опыт зарубежных стран по кредитованию малого бизнеса; * провести анализ организационной структуры и основных финансово-экономических результатов деятельности объекта исследования; * провести сравнительную характеристику кредитных продуктов, предоставляемых предприятиям малого бизнеса анализируемым банком; * провести сравнительный анализ факторинговых услуг предоставляемых среди банковского кредитования; * обосновать целесообразность и разработать новый кредитный продукт с учетом предпочтений и потребностей малого бизнеса, а также оценить их финансовую эффективность для объекта исследования. Объектом исследования является АО «Альфа Банк» Предметом исследования являются кредитные продукты АО «Альфа Банк» При написании выпускной квалификационной работы использовалась экономическая литература, раскрывающая принципы и методы банковского обслуживания малого бизнеса кредитными учреждениями, кредитная система АО «Альфа Банк» в области банковского обслуживания малого бизнеса, финансовая отчётность, внутренние регламенты. Источниками информации, раскрывающие данную тему, являются периодические издания, такие как "Банковское дело", "Банковские технологии", "Финансы", "Бухгалтерия и банки", "Экономика и жизнь". Кроме того, основу выпускной квалификационной работы составили законодательные и нормативные акты, внутренние инструкции и положения, используемые в банковской практике. Методы исследования, применяемые в данной выпускной квалификационной работе – сравнительный анализ, заключающийся в сравнении кредитных продуктов банка, а также приемы общего финансового анализа. 1. ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ОБЪЕКТ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 1.1 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕХАНИЗМ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА Субъектами малого бизнеса являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек. Субъектами малого бизнеса являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [6]. Многопрофильные малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Предприятия такого рода участвуют в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогает сбору налогов непосредственно с физических лиц. Также малый бизнес развивает экономический сектор, создавая дополнительные рабочие места, способствует конкуренции. Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. К малому бизнесу России это относится в малой степени (около 6%), поскольку основное направление деятельности - торговля. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить базис для развития больших технических организаций, которые поспособствуют подъему и развитию всей национальной экономики [21. С.94]. Малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, обеспечивает занятость населения, в итоге уменьшается безработица, что особенно актуально в условиях нестабильной экономической ситуации. Относительно небольшой персонал организаций малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще более усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда компании. Необходимо отметить тот факт, что предприятия малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения, в частности, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д. Именно на этих предприятиях они набираются опыта, знаний, добиваются карьерного роста и самореализации. Несмотря на более высокие темпы производительности труда малого бизнеса, необходимо отметить, что средний уровень заработной платы на малых предприятиях меньше по сравнению с крупными. Это связано с чрезмерной экономией предпринимателей, а также сравнительно меньшими доходами. Предприятия малого бизнеса более устойчивы к внешним изменениям. В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался под новые рыночные условия. Государственные предприятия не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом, малый бизнес демонстрирует свою гибкость, укрепляя и поддерживая рыночную экономику. На сегодняшний день в условиях нестабильной ситуации на рынке для малых организаций появляются препятствия для дальнейшего развития. Но, несмотря на падение спроса и острую нехватку финансовых ресурсов, прогнозов дальнейшего ухудшения состояния бизнеса малых организаций становится меньше: бизнес приспосабливается. Такой вывод можно сделать на основании мониторинга состояния малого бизнеса России в условиях кризиса, проведенного Общероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ". Мониторинг по данным "ОПОРА РОССИИ" показывает изменения, происходящие под влиянием кризиса во внешнем окружении компаний малого бизнеса, и реакцию компаний на эти изменения. На протяжении всего 2017 года руководители и владельцы 300 малых компаний из разных отраслей в 30 регионах России ежемесячно отвечали на вопросы, касающиеся различных аспектов их деятельности. По данным исследования, все больше компаний полагают, что положение в ближайшее время кардинально меняться не будет. То есть к жизни в новых условиях малый бизнес приспособился. В условиях нестабильной экономической ситуации малый бизнес определил линию поведения, и адаптировался к современным реалиям - сокращению спроса, повышенным ставкам по кредитам. Предприниматели снова берут кредиты, возвращают уволенных работников и даже открывают новые предприятия. Положительные тенденции в сфере малого бизнеса представлены ниже. Если в начале года к ухудшению дел готовились около половины опрошенных, то сейчас - чуть более трети. До 41% (по сравнению с 26% в начале года) выросла доля компаний, считающих, что особых изменений в их состоянии в ближайшее время не произойдет. И 27% компаний ждут улучшения ситуации уже через месяц. Но это не означает, что все проблемы исчезли и решать их не надо. Из рисунка 1.1 видно, что на сегодняшний день только около 21% компаний характеризуют свое состояние как хорошее, 30% - оценивают состояние бизнеса негативно, остальные предпочитают формулировку "удовлетворительно". Рис. 1.1 Состояние малого бизнеса на 01.01.2018 г. У половины организаций продолжает увеличиваться объем задолженности со стороны покупателей. По-прежнему сохраняются серьезные проблемы с кредитами: сегодня для 40% компаний привлечение займов связано с большими сложностями, а для 28% практически невозможно. Предприниматели отмечают значительный рост цен на продукцию и услуги своих поставщиков. Треть компаний уже имеют долги, чаще перед поставщиками. В структуре задолженности все больше неуплаченных налогов (40%). В рейтинге актуальности проблем бизнеса в кризисный период в соответствии с рисунком 1.2 лидирует "падение спроса". На втором месте - "дефицит финансовых ресурсов", на третьем - "неплатежи со стороны покупателей". Но отрасли по-разному реагируют на кризис. Так, по итогам трех последних месяцев мониторинга представители организаций торговли, производства и бытовых услуг главной проблемой как это показано на рисунке 1.2 назвали спад спроса на продукцию и услуги. Дефицит финансов поставили на 1-е место среди проблем предприятия сельского хозяйства, общественного питания, строительной и транспортной отрасли. А для сферы ЖКХ важнее других проблем - неплатежи покупателей. Рис.1.2 Основные проблемы малого бизнеса РФ (по состоянию на 01.01.2018г) Чтобы остаться на плаву, большинство компаний (53%) собираются сокращать издержки, 23% планируют изменить ассортимент, 17% будут сокращать зарплаты или персонал и 7% компаний предполагают пойти на снижение цен. Мониторинг наглядно демонстрирует: за небольшой период времени - несколько месяцев малому бизнесу удалось приспособиться к новой ситуации, ожидания и прогнозы предпринимателей стали менее пессимистичными. Но это не означает, что проблемы малого бизнеса, связанные с кризисом, разрешатся сами собой. При этом малый бизнес продолжает надеяться на помощь государства. По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать налоговые каникулы (35%), помощь с кредитами (35%) и замораживание тарифов (30%) [45]. Одним из основных факторов реализации экономического потенциала малых организаций является стабильная возможность получения кредитных ресурсов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов. Малый бизнес не требует значительных вложений для становления и развития, однако на отдельных этапах предприятия не способны функционировать без заемных средств [28. С.9]. Но в большинстве случаев ЦБ РФ рассматривает кредиты малым предприятиям как безнадёжные ссуды, поэтому резерв в них создаётся до 50 % от суммы займа. Ниже приведён анализ просроченной задолженности по кредитам в Красноярском крае. В таблице 1 представлены данные об объёме предоставленных кредитов юридическим лицам, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, коммерческими организациями в Красноярском крае по данным официального рейтинга "Кредиты для бизнеса" сайта банки. ру за 2017 год [44] Таблица 1 - Объём предоставленных кредитов юридическим лицам, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям коммерческими организациями Красноярского края за 2017 год Дата В рублях, млн. руб. В иностранной валюте, млн. $ ЮЛ ФЛ ИП ЮЛ ФЛ ИП 01.01.2017 5 161 991 29 596 341 450 2232,28 0,047 20 01.03.2017 707 642 4 034 45 604 74,08 0 0,365 01.07.2017 2 825 742 15 724 199 033 1469,3 0,71 1,095 01.10.2017 4 322 043 24 013 298 115 1821,67 0,73 1,81 Из таблицы 1 видно, что по объёмам выданных кредитов лидируют кредиты, выданные юридическим лицам в рублях, далее идут кредиты индивидуальным предпринимателям, и совсем небольшую часть составляют кредиты физическим лицам, вероятно, это связано с тем, что предприятия малого бизнеса не сильно нуждаются в банковских заёмных средствах, пытаясь найти более дешёвый заёмный ресурс. В иностранной валюте кредиты юридическим лицам возрастают к концу года более чем в два раза, вероятно юридическим лицам, которые ведут бизнес в иностранной валюте выгодны такие кредиты. Кредиты, выданные физическим лицам в иностранной валюте значительно ниже кредитов, предоставленных юридическим лицам, и совсем незначительную часть составляют кредиты, выданные индивидуальным предпринимателям. По нашим подсчётам индивидуальные предприниматели используют 0,2 % кредитного портфеля юридических лиц в иностранной валюте. Это связано с тем, что многие юридические лица работают с иностранными предприятиями, и часть их капитала тоже переходит за границу. А индивидуальные предприниматели, как правило, работают внутри страны, что является немаловажным фактором для поддержания своего внутреннего производства со стороны государства. В таблице 2 представлены данные об объёме задолженности по кредитам, выданным коммерческими организациями в Красноярском крае за 2017 год по данным официального рейтинга "Кредиты для бизнеса" сайта банки. ру. Таблица 2 - Объём просроченной задолженности по кредитам, выданным юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям коммерческими организациями Красноярского края за 2017 год Дата В рублях, млн. руб. В иностранной валюте, млн. $ ЮЛ ФЛ ИП ЮЛ ФЛ ИП 01.01.2017 830 264 946 77 0,6 1,9 4,6 01.03.2017 1 242 263 945 80 0,6 4,88 5,6 01.07.2017 1 648 270 408 82 0,6 4,38 4,6 01.10.2017 2 166 280 758 93 371,7 3,8 5 Анализ данных таблицы 2 позволил сделать вывод, что наиболее убыточными для коммерческой организации являются кредиты физическим лицам, выданные в рублях, и в иностранной валюте наиболее просроченными являются кредиты, предоставленные физическим лицам. Просроченная задолженность юридических лиц к концу года возрастает более чем в два раза. На сегодняшний день многие большие предприятия становятся не рентабельными из-за снизившегося спроса на продукцию, и на лицо возросшая просроченная задолженность юридических лиц. Задолженность индивидуальных предпринимателей тоже возрастает, но незначительно, так как кризис на них почти не отразился, индивидуальным предпринимателям намного легче адаптироваться в условиях кризиса, нежели крупным производствам. К концу 2017 года 1,82 % выданных кредитов юридическим лицам оказались просроченными, в структуре кредитов, выданных физическим лицам - это 2,65 % оказались не возвращёнными, и в структуре кредитов, выданных индивидуальным предпринимателям - это 1,03 % оказались просроченными. Отсюда следует, что наиболее платежеспособными оказались индивидуальные предприниматели [43]. Государство и международные финансовые институты, бесспорно, играют существенную роль в формировании финансовой инфраструктуры для малого бизнеса. Однако основное бремя и основные доходы от финансового обслуживания малого бизнеса приходятся на финансовые институты, непосредственно взаимодействующие с малым бизнесом, - банки, микрофинансовые институты, лизинговые и страховые компании. Именно они в любой развитой экономике осуществляют основную массу банковского обслуживания и инвестирования в малый бизнес, несут основные риски и оказывают основные сопровождающие финансовые и информационные услуги малым предприятиям. Превратить малый бизнес в один из двигателей экономического развития и помочь в формировании среднего класса способно расширение банковского обслуживания этого сектора экономики. Сложность с привлечением финансовых ресурсов - как на этапе развития, так и на этапе старта бизнес-проектов - остается одной из основных проблем малого бизнеса. Основную роль в предоставлении финансовых ресурсов играют банки. Факторинговые и лизинговые компании, несмотря на достаточно интенсивное развитие, могут пока выступать лишь в качестве вспомогательного источника ресурсов. В банковском секторе сегмент банковского обслуживания малого бизнеса остается лидером по темпам прироста кредитного портфеля, но составляет лишь 4,2% его общего объема. В 2017 г. портфель кредитов малому бизнесу вырос почти вдвое - до 21 млрд. долл. (рисунок 1.3), портфель корпоративных кредитов - на 49%, а кредитов физических лиц - на 57%. Кредиты малому бизнесу увеличились на 62%, составив 54,1 млрд. долл. Рост стимулируется целым спектром факторов: снижающаяся маржа по остальным направлениям, насыщение сегмента по корпоративным кредитам, стремление банков к диверсификации кредитных портфелей и, особенно, огромный неудовлетворенный спрос. Но заметны и признаки постепенного замедления: рост объема кредитов, выданных малому среднему бизнесу в 2017 г., составил 28,1% (около 80 млрд. долл.), тогда как в 2016 г. - 32,1%. В таблице 1.3 представлена статистика коммерческих банков по объёму кредитов, выданных малому бизнесу в 2017 году по данным рейтинга банки. ру. [43] Таблица 3 - Статистика коммерческих банков по объёму кредитов, выданных малому бизнесу в 2017 г. Наименование банка Портфель кредитов на 01.01.17, тыс. руб. Темп прироста к 01.01.17, % 1 2 3 ВТБ 4 933 814 442 13,41 Альфа-Банк 1 446 430 260 -2,74 Промсвязьбанк 727 202 715 -2,35 АКБ РОСБАНК 383 722 118 -14,79 АКБ Абсолют Банк 136 935 726 4-4,73 Более глубокий анализ рынка банковского обслуживания малого бизнеса позволяет выявить две группы участников. С одной стороны, крупнейшие игроки снижают темпы роста, с другой - сравнительно небольшие, недавно вышедшие на рынок банки набирают обороты. Причина этого в том, что крупные федеральные банки, вышедшие на этот рынок раньше других, исчерпали потенциал региональной экспансии, позволявший им в предыдущие годы наращивать свои портфели высокими темпами. Пик экспансии региональных банков пришелся на 2016 г., когда десятка лидеров увеличила на 550 количество филиалов, где малый бизнес мог получить кредиты [42]. Почти половина кредитов малым предприятиям, как видно из рисунка 1.3, в 2017 году была выдана на срок от 6 месяцев до 1 года (43%). Рис. 1.3 Распределение кредитов, предоставляемых баками РФ предприятиям малого бизнеса в г. Красноярске по срокам в 2017 г., % Анализируя данные рисунка 1.3 можно сделать вывод, что наиболее популярным является срок кредита от 6 месяцев до 1 года (43%), оптимальным предприниматели выбирают так же срок банковского обслуживания до 6 месяцев (12%), менее популярен срок свыше 3 лет (3%). При этом на короткие сроки банковского обслуживания , например до 3 месяцев доля кредитов не так велика всего 5%. Кредитование организаций малого бизнеса в целом отличается более короткими сроками, чем кредитование компаний среднего и крупного бизнеса. По размерам ссуд разброс довольно большой: в небольших банках минимальная сумма 5 тысяч рублей, а максимальная - 500 тысяч рублей, у более крупных - 50 тысяч рублей и 30 млн. рублей соответственно, это подтверждает рисунок 1.4. Рис. 1.4 Доля выданных кредитов предприятиям малого бизнеса в зависимости от сумм банковского кредитования г. Красноярска в 2016г В целом, по данным исследования, более 40% кредитов от общего числа выданных кредитов малым предприятиям - это кредиты до 300 тыс. руб. (порядка 5 тыс. долл.). Иначе говоря, 40% всех выданных кредитов в соответствии с рисунком 1.4 составили микрокредиты. Чуть менее 40% всех выданных кредитов находится в пределах 300 тыс. руб. - 3 млн. руб. Менее четверти всех кредитов составили кредиты на сумму от 3 млн. руб. Рис.1.5 Объём банковского кредитования организаций по видам деятельности в 2017г. российскими банками, входящими в десятку крупнейших в России. Несмотря на активизацию банков в сегменте малого бизнеса, конкуренция между ними по-прежнему ведется в основном за клиентов из традиционных отраслей и регионов. Наиболее охотно банки кредитуют бизнес, занимающийся торговлей. На его долю в 2017 году пришлось более 60% всех кредитов, выданных малому бизнесу в соответствии с рисунком 1.5 Торговые компании продолжают оставаться самым диАвторомчным сектором нашей экономики и за счет быстрой оборачиваемости своих средств могут себе позволить взять кредит в банке даже под высокий процент. На обрабатывающие производства пришлось всего чуть более 10%. При этом почти четверть компаний из данной сферы - это производители пищевых продуктов, около 18% занимаются металлургическим производством и производством готовых металлических изделий и ещё одна четверть компаний занимается прочим производством, т.е. производством мебели, ювелирных изделий, спортивных товаров, игрушек, аттракционов, пишущих принадлежностей, переработкой отходов и др. При всем многообразии объектов и субъектов банковского кредитования, различных видов ссуд, предоставляемых банками юридическим лицам, система банковского обслуживания представляет собой некую единую схему, включающую: * методы банковского кредитования и формы ссудных счетов; * кредитную документацию, представляемую банку; * процедуру по выдаче кредита; * порядок погашения ссуды; * контроль в процессе банковского кредитования. Если этапы банковского кредитования показывают последовательность выполнения определенных обязательных процедур, то представленные элементы организационно-экономической схемы по существу выражают технологию кредитного процесса [30. С. 325]. Всякая экономическая, сделка требует определенного документального оформления. Устные переговоры, которые ведет клиент с банком на начальном, предварительном этапе заканчиваются представлением в кредитное учреждение его письменного ходатайства (обоснования необходимости кредита на определенные цели). "Под рукой" у банка должны быть также материалы, позволяющие ему определить финансовое положение клиента, его кредитоспособность. В банк клиенту необходимо представить баланс предприятия на начало года. Вместе с балансом предприятия представляется отчетность по прибылям и убыткам. Обоснование необходимости кредита содержит просьбу клиента на получение кредита на конкретные цели, в необходимом размере, под определенный процент и на конкретный срок. Кредитный договор является важнейшим документом, определяющим права и обязанности участников кредитной сделки. В нем содержатся экономическая и юридическая ответственность сторон. Строго определенной формы кредитного договора, рекомендуемой коммерческим банкам Центральным банком РФ, не существует. Помимо кредитного договора при необходимости может заключаться также договор о залоге. Практически происходит так: если залог присутствует в кредитной сделке, то договор о залоге заключается обязательно, причем зачастую для прочности подписи клиента и банка дополнительно заверяются нотариусом. Выдача кредита по направлению может быть трех видов: * ссуда зачисляется на расчетный счет клиента; * ссуда, минуя расчетный счет, предоставляется на оплату различных платежных документов по товарным и нетоварным операциям; * ссуда поступает в погашение других, ранее выданных кредитов. Во всех этих случаях дебетуется ссудный счет и кредитуется либо расчетный счет данного клиента (первый случай), либо счета других организаций, организаций, бюджетных и прочих учреждений (второй случай), либо другой ссудный счет, задолженность по которому подлежит погашению в установленные сроки (третий случай). Единой модели погашения, также, как и выдачи кредита, не существует. Практика порождает многообразные варианты погашения ссуды, в том числе: * эпизодическое погашение на основе кредитного договора (срочных обязательств); * погашение по мере фактического накопления собственных средств и снижения потребности в кредите с расчетного счета заемщика; * систематическое погашение на основе заранее фиксируемых сумм плановых платежей); * зачисление выручки, минуя расчетный счет, в уменьшение ссудной задолженности; * отсрочка погашения кредита; * перенос просроченной задолженности на особый счет "Просроченные кредиты"; * списание просроченной задолженности за счет резервов банка и др. В современной российской практике банковского обслуживания не выделяются ссуды под конкретный объект банковского обслуживания (в том числе под определенные виды товарно-материальных ценностей и затрат). Поэтому кредиты, предоставляемые на производственные, торговые или посреднические цели, на распределительные или перераспределительные операции, не выделяются. Но это не означает, что такого рода кредиты не предоставляются вовсе. Ссуды на производственные и внепроизводственные потребности предоставлялись ранее и предоставляются в настоящее время, но классифицируются они по способу выдачи ссуд, а также в зависимости от срока банковского кредитования. 1.2 ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА И ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Проблема развития и создания малых организаций имеет особое значение для национальной экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового национального продукта. Привлекательными для России особенностями малого бизнеса являются: небольшие сроки окупаемости направляемых сюда инвестиций, его способность быстро приспосабливаться к изменяющемуся спросу, оперативное использование результатов научно-технических достижений и открытий, создание новых рабочих мест. С другой стороны, эта сфера экономики представляет собой область высоко рисковых инвестиций: весьма велика доля разоряющихся и ликвидируемых организаций, впрочем, так же, как значительна доля вновь создаваемых фирм [11]. Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка. Главной проблемой банковского обслуживания малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса. Зачастую предприятия малого бизнеса не имеют возможности предоставить достаточную финансовую отчетность, соответствующую требованию банка. В отличие от крупных финансовых заемщиков достаточно сложно проверить достоверность финансовой отчетности предприятия малого бизнеса. Второй проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса не являются владельцами ликвидного имущества. Значительная часть компаний, даже имея залог, не может его использовать в качестве обеспечения, так как он отсутствует на балансе или нет документов, подтверждающих право собственности. Традиционно при кредитовании малого бизнеса залогом выступает жилая и нежилая недвижимость, оборудование, автотранспорт, находящиеся в собственности как предприятия, так и в личной собственности владельца бизнеса. Товары в обороте чаще всего выступают обеспечением кредитов. Оценку залога банки предпочитают проводить своими силами. Обеспечение должно покрывать сумму кредита и проценты за весь срок банковского обслуживания. При этом обычно банк исходит из ликвидности залога и принимает в расчет не более 70 % его оценочной стоимости. Кроме того, обычно банки требуют застраховать залоговое имущество. Это связано с тем, что в соответствии с современным залоговым законодательством в случае банкротства предприятия банкиры не исключают ситуации, когда причитающиеся по закону банку активы не удастся взыскать с бизнесменов. Залоговое имущество на общих правах поступает на аукцион, и банки не имеют на него преимущественных прав. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для малого бизнеса, то довольно часто ссуды, выдаваемые по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене. Третий немаловажный фактор - недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях [12]. Сегодня ситуация на рынке банковского обслуживания в корне отличается от той, которая была 15 - 20 лет тому назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200 % годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 20 %, то для малых организаций реальные ставки начинаются с 23 %. Обращает на себя внимание широкий спектр услуг, оказываемых региональными кредитными организациями. Кроме расчетно-кассового обслуживания, банковского обслуживания и консультаций они занимаются операциями с векселями, экспортно-импортными операциями (гарантии, аккредитивы), факторингом, управлением временно свободными счетами, инкассацией. Банки оказывают помощь в финансовом и налоговом планировании, содействуют в формировании и расширении рынка для клиентов-малых организаций. Данный факт служит дополнительным подтверждением тому, что малые и средние региональные банки в сотрудничестве с малым бизнесом выступают с позиции партнерства, оказывая ему всестороннюю помощь. Более активному и диверсифицированному развитию банковского обслуживания малого бизнеса препятствует целый ряд факторов. Во-первых, на данном этапе своего развития российские банки не обладают достаточной ресурсной базой для выдачи долгосрочных кредитов. Учитывая краткосрочность и неустойчивость такой ресурсной базы, эти банки не могут предоставлять долгосрочные займы предпринимателям для обновления основных фондов. Во-вторых, при сравнимых операционных издержках на обслуживание крупного и мелкого заемщика крупному банку невыгодно работать с малым бизнесом. Нужны такие процедуры банковского обслуживания малого бизнеса, которые бы позволили оперативно и с малыми затратами готовить и проводить большую массу мелких сделок, обеспечивая в тоже время приемлемое качество кредитного портфеля. В-третьих, серьезным препятствием для увеличения объемов банковского обслуживания малого бизнеса являются высокие риски, отчасти обусловленные непрозрачностью малого бизнеса, и проблемы залогового обеспечения сделки. В классическом варианте залогом выступает жилая и нежилая недвижимость, оборудование, автотранспорт, находящиеся в собственности предприятия и в личной собственности владельца бизнеса. Товары в обороте чаще всего выступают обеспечением кредитов, выданных малому бизнесу. Обеспечение должно покрывать сумму кредита и проценты за весь срок банковского обслуживания. При этом обычно банк исходит из ликвидности залога и принимает в расчет не более 70% его оценочной стоимости. Кроме того, обычно банки требуют застраховать залоговое имущество. Положительным фактором для самих банков стало бы уменьшение налоговой нагрузки на малые предприятия. Использование разных механизмов снижения налоговой нагрузи на малые предприятия, которые могли бы позволить малым компаниям легализовать свой бизнес и снизить кредитные риски банков, что привело бы к росту банковского обслуживания малого бизнеса. Более активному взаимодействию банков и малого бизнеса препятствуют также проблемы, возникающие у малого бизнеса при обращении в банки. В среднем в банках процедура рассмотрения заявки на кредитование занимает не менее 1 месяца и требует от предпринимателя огромного количества справок и документов. В отличие от крупного заемщика малый бизнес не располагает ни трудовыми, ни временными ресурсами для сбора всех документов. При этом никто не дает предпринимателю гарантии, что все его усилия окупятся. Часто от бизнесменов требуется предоставить ряд дополнительных документов, таких как бизнес-план, технико-экономическое обоснование и прочее. Банки для снижения кредитных рисков обычно выдвигают же....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: